30 лучших исторических мелодрам

Дюнкерк (2017)

Сотни тысяч британских, французских и бельгийских солдат оказались в ловушке. Позади – море, впереди – сжимающееся полукольцо гитлеровских войск. На эвакуацию были брошены не только силы британских ВМФ, но и множество гражданских добровольцев, которые под прикрытием союзной авиации вытаскивали израненных и истощённых солдат с рокового пляжа. Кино с необычным таймлайном, показывающее Дюнкеркскую операцию с трёх сторон, – один из самых крутых исторических фильмов последних лет, который нужно посмотреть каждому любителю жанра.

Оригинальное названиеDunkirkАктерыФинн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден…СтранаВеликобритания, Нидерланды, Франция, СШАРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.9Возрастные ограничения16+

Австралия (2008)

Далее в рейтинге романтических мелодрам – приключенческий фильм о молодой британской аристократке, унаследовавшей после смерти мужа огромное ранчо. Особенность была в том, что доставшееся вдове имущество находилось в Австралии. Но хочешь не хочешь, а наследство следовало принять и осмотреть, и Сара отправилась в путешествие через континент.

По прибытии на место выяснилось, что приключения только начинаются. Нужно было перегнать огромный гурт скота за тысячи миль в далекий городок Дарвин. Изнеженная англичанка не представляла, как это сделать, и с ужасом думала о предстоящем пути. Женщину выручил местный погонщик по имени Дровер. Теперь молодым людям необходимо пройти на другой конец Австралии вдвоем и с огромным блеющим стадом. В этом долгом путешествии между попутчиками и зародилась любовь.

Оригинальное названиеAustraliaАктерыХью Джекман, Николь Кидман, Брэндон Уолтерс…СтранаВеликобритания, Австралия, СШАРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 6.6Возрастные ограничения12+

«Убить пересмешника» Харпер Ли (1960) / «Убить пересмешника» Роберта Маллигана (1962)

Грегори Пек в фильме «Убить пересмешника»

После публикации романа в 1960 го­ду, став­шего моментальной классикой и самой обсуждаемой книгой для школьной программы, Харпер Ли получила множество предложений экранизации — в основном в виде мюзикла или теле­визионного «мыла». Но автор не хотела превращать автобиогра­фический роман об Алаба­ме времен Великой депрессии в легкую киношку, акцентирую­щую «детскую» атмосферу романа, и продала права продюсеру Алану Пакуле, который пообещал рассказать «главную историю» — о расизме, социальной стигматиза­ции, гендер­ных ожиданиях, неписаных законах и других острых темах, поднятых в произведении.

Фильм получил волшебный детский кастинг и Грегори Пека, который навсегда стал лицом Аттикуса Финча в частности — и юридического благородства в целом. Легенда гласит, что, придя на съемки и увидев Пека в образе, Ли расплака­лась: настолько он был похож на ее отца. Позже она даже подарила актеру те самые отцов­ские часы, которые маленькая Скаут просит у Аттикуса. Фильм стал суперхитом, получил три «Оскара»; даже Уолт Дисней страшно расстро­ился, что не он снял этот образчик идеального воспитательного кино. Однако многие фанаты книги жалуются именно на то, чтó самой Ли понрави­лось в экрани­зации: по сравнению с книгой фильм слишком линейный, в нем гораздо меньше ощущается призма обаятельного детского зрения, не хватает множества эпизодов. Роджер Эберт также называл фильм Малли­гана плодом наивности 1960-х, которая льстит гораздо более мрач­ным временам Великой депрессии и пестует образ доброго белого, который поможет беспомощным и бесправным. Безусловно, фильм завязан на полемику 1960-х, тем не менее со временем его интонация получила только новую актуальность. Фильм Маллигана хорошо состарился и смотрится сегодня как остросо­циаль­ное и очень трогательное кино, резонирующее с книгой не во всем, но в главном.

«Лолита» Владимира Набокова (1955) / «Лолита» Стэнли Кубрика (1962) и «Лолита» Эдриана Лайна (1997)

1 / 2

Кадр из фильма «Лолита» Стэнли Кубрика Metro-Goldwyn-Mayer

2 / 2

Кадр из фильма «Лолита» Эдриана Лайна Guild

Главный американский роман Набокова принес автору не только скандальную славу, но и долго­жданный опыт работы в кино: за сценарную адаптацию «Лолиты» Влади­мир Владимирович получил номинацию на «Оскар», но к ре­зультату (сценарий урезали вдвое и переписали) отнесся с вежливой прохлад­ностью, что неудиви­тельно, ведь в 1962 году даже тени истории о совращении нимфетки нельзя было перенести на экран. Фильм, поставленный Стэнли Кубриком, вышел со слоганом «How did they ever make a movie of „Lolita“?» («Как им удалось снять „Лолиту“?»), намекающим, что главное достоинство фильма заклю­чается в самом его существовании. 35 лет спустя мастер эроти­ческой драмы Эдриан Лайн решил, что уже можно по-настоящему экранизи­ровать «Лолиту», но сильно польстил эволюции нравов — фильм признали непристойным, премьера прошла на кабельном телеканале, а прокат прова­лился.

На самом деле обе экранизации «Лолиты» по-своему значительны и пара­доксально дополняют друг друга, словно разделив великий роман пополам: в первом фильме — один рассудок, во втором — одни чувства. Только посмо­трев оба, можно получить полное представление о том, что это за книга. Кубрик, загнанный в угол цензурой, полно­стью сконцентрировался на набо­ковских играх, юморе и иносказа­тельных портретах Европы и Амери­ки, причем за Америку отвечает не столько витальная/вульгарная Лолита, сколько голли­вудский пройдоха Куильти. Задвинув титульную героиню, режиссер вывел в центр противостояние двух взрослых мужчин и больших артистов — Джейм­са Мэйсона и Питера Селлерса (Селлерс тут, кстати, репетирует театр одного актера перед будущим кубриковским «Доктором Стрейнджлавом» 1964 года).

Лайн, напротив, лишил повествование остроумия и многослойности, зато сконцентрировался на человеческой истории и живой натуре: и мотельная Америка, и типаж девочки Долли тут реальны, фактурны, исторически более достоверны. По сравнению с фильмом Кубрика, где Лолита практически разделяет ответ­ствен­ность за происходящее как взрослый человек (что в свое время очень расстроило Веру Набокову, жену писателя), Лайн все же решается в финале, после затяжной мелодрамы, показать трагедию ребенка, «чьего голоса нет в радост­ном хоре». Гумберт Гумберт Айронса, впрочем, настолько прекрасен, что фильм, вопреки заявленным желаниям творческой группы, все равно записали в «куль­товые лав-стори». Возмож­но, полная экранизация «Лолиты» еще впе­реди: чтобы и черный юмор, и великий культурный опус о Европе, увлечен­ной Америкой, и пронзительная история об одиночестве красоты, и о 12-летней девочке, попавшей в беду. Но объединить все это в одном фильме будет непросто.

Ещё одна из рода Болейн (2008)

Режиссёр: Джастин Чадвик.

На свете множество историй о женитьбах, разводах и изменах, история же, о которой пойдёт речь – сразу обо всём. Фильм «Ещё одна из рода Болейн», повествует о короле, личную жизнь которого английские школьники заучивают при помощи мнемонической фразы: «развёлся – казнил – умерла – развёлся – казнил – пережила».

Размеренную деревенскую жизнь семейства Болейн нарушает прибытие короля Англии Генриха VIII. Предприимчивый глава рода решает пристроить одну из своих дочерей Анну в королевскую постель, но её излишний напор и амбиции не вдохновляют правителя, зато он оказывается покорён скромностью и добротой другой сестры, Марии. Он назначает девушку во фрейлины королевы и в свои любовницы. Семья Болейн перебирается ко двору, и пока король и Мария наслаждаются обществом друг друга, расчётливая и хитрая Анна не оставляет планов по завоеванию Генриха. В отличие от тихой сестрицы она не намерена довольствоваться ролью любовницы, она желает стать королевой Англии.

Девушка с татуировкой дракона (2011)

Проиграв суд о клевете, Микаэль Блумквист вынужден принять предложение богатого бизнесмена Хенрика Вангера и отправиться в провинцию, чтобы написать семейную хронику Вангеров. Однако это официальная версия поездки – на самом деле Микаэль должен расследовать убийство сорокалетней давности. А помогать ему будет дерзкая хакерша Лисбет Саландер с непростой судьбой

Экранизация заработала в прокате более 100 млн долларов, завладев вниманием зрителей не меньше, чем ее книжный вариант

Оригинальное названиеThe Girl with the Dragon TattooЖанрТриллер, драма, криминал, детективАктерыДэниэл Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Робин Райт…СтранаСША, Швеция, НорвегияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.8Возрастные ограничения18+

Рейтинг лучших любовных романов

Рейтинги – дело субъективное, поэтому стоит постараться выделить список лучших любовных романов всех времен. Возможно, о них все уже слышали, однако не все читали. Настоятельно рекомендуется ознакомиться с ними, поскольку зачастую все современные романы сюжет берут из них. Так, чаще всего в список «Хорошие любовные романы» входят такие книги:

  1. «Унесенные ветром».
  2. «Ромео и Джульетта».
  3. «Гордость и предубеждение».
  4. «Королек – птичка певчая».
  5. «Одиночество в сети».

Можно упрекнуть этот список в некоторой односторонней направленности, поскольку редко когда в лучших любовных романах действительно история заканчивается хэппи-эндом. Но и такие книги горячо любимы читателями.

«Доводы рассудка»

  • Экранизация: 2007г.
  • Страна: Великобритания, США
  • В главных ролях: Салли Хокинс, Руперт Пенри-Джонс, Джулия Дэвис, Энтони Хэд, Элис Крайдж, Тобайас Мензис

Сюжет: Когда- то в прошлом, из-за предрассудков, надменности и высокомерия семьи Элиот, юной Энн пришлось отвергнуть предложение руки и сердца любимого, но не имеющего положения в обществе, человека. Что весьма порадовало семью, но разочаровало и обидело молодого морского офицера. Через года судьба вновь сталкивает их, теперь Фредерик Уэнтуорт — капитан, с состоянием, связями и готовностью вновь сделать предложение, но вот только не Энн, а ее кузине Луизе …

Оригинал: Джейн Остин — «Доводы рассудка» («Persuasion», 1816).

Один из любимых (если не самый любимый) роман Джейн Остин. И самая любимая экранизация, хотя и не без недостатков) Восхитил Руперт Пенри-Джонс в роли Фредерика Уэнтуорта, именно так я его и представляла, читая роман. Но «слегка» озадачил выбор Салли Хокинс («Форма воды», «Годзилла») на главную женскую роль… Я бы сказала даже напугал) И тем не менее, фильм получился чудесным! Есть и более ранние экранизации, но лично для меня в них чего — то не хватает. Быть может, после выхода на экраны в 2022 году, экранизации Кэрри Крэкнелла, с Дакотой Джонсон в главной роли, я пересмотрю свое мнение)

Королевский роман (2012)

В списке самых интересных мелодрам про любовь и интриги находится исторический фильм, события которого разворачиваются в 18 веке, и сфокусированы на юной Каролине, по воле родителей вышедшей замуж за норвежского герцога Кристиана. Явное нежелание героини вступать в этот брак, и даже психическое заболевание жениха не останавливают ее семью – девушка оказывается во дворце безумного супруга. Первое время она испытывает лишь отчаянье и грусть, но все меняется после встречи с польским доктором Иоганом, приближенным к королю. Постепенно молодую жену герцога все больше интригует новое знакомство.

Оригинальное названиеEn kongelig affæreАктерыАлисия Викандер, Мадс Миккельсен, Миккель Боэ Фёльсгор…СтранаДания, Швеция, Чехия, ГерманияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.5Возрастные ограничения16+

ТОП авторов любовных романов

Лучшие авторы любовных романов – кто они? Вопрос субъективный, поэтому ориентироваться на рейтинги не стоит. Возможно, необходимо прочитать пару рецензий, ознакомиться с некоторыми аннотациями книг, иногда посмотреть цитаты

Осторожно, так как все это может содержать спойлеры. Порой достаточно прочитать одну книгу, чтобы понять, нравится вам стиль этого автора, или нет

Иногда нужно дать ему еще один шанс, поскольку сформировать окончательное мнение можно лишь после прочтения нескольких произведений.

Среди лучших авторов любовных романов выделяются такие писательницы, как: Джудит Макнот, Джуд Деверо, Джоанна Линдсей, Кэтлин Коултер, Джулия Гарвуд, Бертрис Смолл. Эти женщины действительно наиболее знаменитые, они заслужили признание и любовь многих читательниц со всего мира.

Лучшие экранизации любовных романов

Зачастую бывает так, что экранизация получается хуже, чем ее книжный первоисточник. Однако иногда происходит наоборот. В данном разделе постараемся отметить и рассмотреть лучшие фильмы, любовные романы для которых являлись основой сюжета. Среди них можно отметить такие киноленты:

  1. «Призрак оперы»: мало кто не знает этой невероятной истории о красавице и чудовище, о любовном треугольнике. Возможно, из-за отличного музыкального оформления или благодаря прекрасно подобранному актерскому составу данная экранизация лучше и интереснее, чем книга, по мнению зрителей.
  2. «Барышня-крестьянка»: приятная история, снятая по повести А. С. Пушкина, в которой барышня притворяется простой крестьянкой, чтобы любимый не узнал, кто она на самом деле. Причина этого кроется во вражде между их отцами. Прекрасный фильм, полностью передающий изначальную историю, несомненно, является отличной экранизацией.
  3. «История любви»: печальная и грустная история, которая почти всегда занимала первое место топа «Хорошие любовные романы всех времен». Передавать сюжет не стоит, поскольку точно есть те, кто не смотрел этот замечательный фильм. Следует лишь отметить, что его не стоит смотреть излишне впечатлительным, а также тем, у кого в жизни все очень радужно и прекрасно. А для остальных – это невероятно трогательный фильм с известной мелодией на фоне, немного наивный, но этим и привлекательный.
  4. «Спеши любить»: тот случай, когда экранизация намного ярче передала сюжет книги, здесь больше чувств и любви, больше романтики. Рекомендация для тех, кто не видел: сначала желательно посмотреть «Историю любви», поскольку они в чем-то схожи, но этот фильм был снят намного позже, хронологию в данном случае лучше соблюсти.
  5. «Разрисованная вуаль»: не самая известная история, однако она, несомненно, заслуживает внимания зрителя, к тому же данный фильм несколько ярче и интереснее, чем исходная книга.

«Госпожа Бовари» / «Madame Bovary» (2014)

Рейтинг на КиноПоиске – 5,8. Рейтинг на IMDb – 5,7.

Эмма Бовари – энергичная, своенравная и увлекающаяся молодая женщина, живущая в сельской местности. Желая испытать действительно «большое чувство», она забывает о муже и безоглядно бросается в вихрь любовных страстей.

Ее романы, экстравагантность и стремление вести роскошную светскую жизнь разрушили и разорили семью. Все дальше запутываясь в долгах и чувствах, Эмма испытывает готовность принести себя в жертву, стремясь избежать позора и унижения.

Будучи экранизацией одноименного произведения Гюстава Флобера, «Госпожа Бовари» следует за судьбой своей титульной героини, ставшей одним из самых романтичных и загадочных образов мировой литературы 19 века. Книга оказалась достаточно непристойной для своего времени и была запрещена французским двором в 1857 году, заработав скандальную репутацию, как и ее героиня.

В адаптации романа, представленной в 2014 году, Эмму Бовари изображает Миа Васиковска (да, опять она!). Она хорошо играет женщину с богатым воображением, которая жаждет впечатлений более захватывающих, чем может обеспечить ее местоположение. Желание госпожи Бовари жить историями, которые она находит в книгах, делает ее идеальной мишенью для тех, кто охотится на мечтателей.

Конечно, Топ 5 лучших экранизаций классических любовных романов вполне можно сделать как Топ 10 или даже Топ 20. Уж очень много хороших книг на эту тему и не менее качественных их адаптаций для больших и малых экранов. Так что, обязательно добавляйте в комментарии свои любимые фильмы по теме.

Кроме того, не забудьте сохранить сегодняшнюю подборку к себе на стену и поделиться с подругами. А когда вы посмотрите какое-нибудь кино из нашего Топа, возвращайтесь в комментарии и расскажите о своих впечатлениях.

Ну а если классические любовные романы и их экранизации вас совсем не интересуют, читайте другие наши подборки. Мы пишем о кинокартинах разных жанров, и вы наверняка подберете что-нибудь на свой вкус. Но я бы посоветовала вам все-таки посмотреть «Гордость и предубеждение». Это по-настоящему шикарный сериал с отличными актерами.

«Север и Юг» / «North & South» (2004)

Рейтинг на КиноПоиске – 8,3. Рейтинг на IMDb – 8,6.

Красавица Маргарет Хейл выросла в зажиточной семье и вела обеспеченную жизнь привилегированного класса на безмятежном и живописном юге Англии. Однако, когда отец девушки перевез семью на промышленные пустоши севера страны, ей пришлось приспосабливаться к новому месту, так непохожему на родные края.

Хейлы поселились в городе Милтон, переживающем промышленную революцию. Маргарет считает местных обитателей холодными и враждебными. Она буквально возненавидела тамошних «хозяев жизни», а владелец хлопковой фабрики Джон Торнтон стал для нее воплощением зла. Девушка видит этого задумчивого и внимательного фабриканта «вульгарным выскочкой» и дает понять, что ему лучше держаться от нее подальше.

Но вскоре Маргарет подружилась с несколькими рабочими мельницы, стараясь пересечь социальные границы. Со временем меняется и представление Торнтона об этой девушке, которую он раньше не одобрял. На фоне забастовки рабочих, голода, болезней и темных семейных тайн эти двое пытабтся понять друг друга, разжигая в своих сердцах нежность и любовь.

Британский мини-сериал «Север и Юг» – адаптация смелого для своего времени одноименного романа Элизабет Гаскелл, вышедшего в 1855 году и сочетающего социальные комментарии и проблемы классовых различий с любовной линией. Возможно, если бы Джейн Остин и Чарльз Диккенс когда-нибудь написали книгу вместе, это было бы что-то вроде «Севера и Юга».

Молодая Виктория (2008)

Одна из самых проникновенных исторических мелодрам про любовь и интриги 19 века – фильм, рассказывающий о принцессе Виктории, которой в 18 лет довелось взойти на британский трон. Большинство придворных предполагали, что юный возраст не даст девушке отстоять свое мнение, и та окажется марионеткой в руках родственников, но королева смогла доказать обратное.

Виктории приходится прикладывать немало усилий, чтобы ни у кого не возникало сомнений в умении править великим государством и способности привносить изменения к лучшему. Однако мысли правительницы заняты не только политикой: параллельно разворачивается и яркая история любви молодой королевы.

Оригинальное названиеThe Young VictoriaАктерыЭмили Блант, Руперт Френд, Пол Беттани…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.3Возрастные ограничения16+

История о супружестве

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Страна: Великобритания, США

Год: 2019

Режиссер: Ноа Баумбак

Актеры: Скарлетт Йохансон, Адам Драйвер

Рейтинг в IMDb: 7,9

Кадр из фильма.

Чарли — нью-йоркский театральный режиссер, Николь — актриса его театра. Супруги в процессе развода. Чарли не хотел бы разводиться, но Николь была неумолима: ей казалось, что в браке она теряет себя.

Николь забирает сына и уезжает к матери в Лос-Анджелес: там ей уже предложили роль в интересном проекте и адвоката по разводам. Узнав об этом, Чарли тоже озаботился поиском адвоката…

Наверное, это один из лучших фильмов 2019 г. Это не только хорошая картина про любовь, но и качественная драматическая история. Психологическими корнями она уходит в неспособность понять другого, некогда близкого человека, простить то, что некогда легко прощалось и забывалось. Фильм рассказывает о том, какой сложной может быть любовь, и о том, каким мстительным может быть человек по отношению к тому, кто еще недавно был самым дорогим, что только есть в мире.

Джейн Эйр 2006 года

О книге. «Джейн Эйр» – знаменитый роман английской писательницы Шарлотты Бронте, впервые изданный в 1847 году. Многие события романа основаны на личном опыте автора, некоторые персонажи имеют реальных прототипов.

Роман рассказывает о жизни сироты Джейн Эйр, которая провела детство в школе для девочек и нашла место гувернантки в богатом английском поместье. Хозяин поместья, угрюмый Эдвард Рочестер, сначала отталкивает своей резкостью и сложным характером, но Джейн Эйр вскоре привыкает и даже привязывается к нему. Но на пути их романтических отношений встают сложные препятствия.

Сегодня «Джейн Эйр» находится в списке 200 лучших книг по версии ВВС. Роман переведен на множество языков мира и экранизирован десятки раз. Одной из лучших экранизаций признается британский одноименный телесериал 2006 года.

Об экранизации. В 2006 году вышла очередная экранизация романа «Джейн Эйр» в виде сериала из четырех серий. Адаптацию книги подготовила Сэнди Уэлч, а режиссером выступила Сюзанна Уайт. Главную героиню Джейн Эйр сыграла молодая английская актриса Рут Уилсон, а Эдварда Рочестера – широко известный и любимый на родине британский актер Тоби Стивенс.

Экранизация оказалась успешной, критики расхваливали сценарий, режиссуру, игру актеров. Сериал получил множество номинаций и несколько премий. В отличие от многих других адаптаций романа «Джейн Эйр», в этом фильме нет ничего лишнего, при этом все ключевые моменты сюжета присутствуют. Он ничуть не скучный, в меру динамичный и очень романтичный. В нем идеально показаны мрачная английская природа, скромная атмосфера викторианской Англии, сдержанные и страстные натуры главных героев.

Мария-Антуанетта (2005)

Сюжет исторической мелодрамы сосредоточен на одной из самых известных королев Франции. Судьба героини фильма была наполнена трагизмом и интригами. В юном возрасте ей довелось стать супругой монарха, окунувшись в роскошь и развлечения, доступные лишь знати. Подданные недовольны расточительностью и недальновидностью молодых правителей, однако те будто не замечают растущего негодования французов. Вскоре Марии-Антуанетте приходится поплатиться за свою беспечность.

Оригинальное названиеMarie AntoinetteАктерыКирстен Данст, Джейсон Шварцман, Джуди Дэвис…СтранаСША, Франция, ЯпонияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

«Тэсс из рода Д`Эрбервиллей»

  • Экранизация: 2008г.
  • Страна: Великобритания, США
  • В главных ролях: Эдди Редмэйн, Джемма Артертон, Ганс Мэтисон, Рут Джонс, Джо Вудкок, Стивен Робертсон

Сюжет: Жизнь Тэсс Дарбейфилд резко меняется, когда ее отец случайно узнает, что они принадлежат к знатному и влиятельному роду д`Эрбервиллей. Подчинившись воле родителей, девушка отправляется в поместье, к новообретенным родственникам. Но Тэсс и не догадывается, к каким последствиям приведет это путешествие…

Оригинал: Томас Харди — «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (Tess of the d’Urbervilles, 1891).

Достаточно мрачный роман, но это же Томас Харди) В этом случае достойных экранизаций всего две — 1998 года и более свежая — 2008г. Честно сказать, мне нравятся обе, да и по рейтингу они друг другу не уступают. Сделала выбор в пользу последней, только потому, что в главных ролях: Эдди Редмэйн («Фантастические твари», «Девушка из Дании») и Джемма Артертон («Принц Персии: Пески времени», «Охотники на ведьм»). Кстати, ещё есть англо-индийская версия, снятая по мотивам романа — «Красавица из трущоб» (но это уже немного другая, современная интерпретация, хотя и неплохая). И драма «Тэсс» 1979 года, с Настасьей Кински в главной роли (но ее я не смотрела).

Красавица для чудовища (2017)

Список самых романтичных фильмов продолжает мелодрама о сложной запретной любви. Дочь философа Мэри Годвин влюбляется в молодого поэта Перси Биши Шелли. Будучи женатым, мужчина не может предложить Мэри руку и сердце. И все же Шелли удается уговорить любимую жить вместе. Юная леди соглашается и становится изгоем в глазах общества. Односерийный художественный фильм расскажет о трудном жизненном пути писательницы, придумавшей роман о Франкенштейне.

Оригинальное названиеMary ShelleyАктерыЭль Фаннинг, Бел Паули, Оуэн Ричардс…СтранаВеликобритания, Люксембург, США, ИрландияРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

«Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена (1884) / «Совсем пропащий» Георгия Данелии (1973)

Роман Мадянов в роли Гека Финна в фильме «Совсем пропащий»

Эрнест Хемингуэй говорил, что вся совре­мен­ная американская литература вышла из «Гекльберри Финна». Именно великий мизантроп Марк Твен ввел тради­цию закладывать в детскую литературу серьезные вопросы общества и морали. И история Гека Финна дает в этом фору романам из серии о Томе Сойере: выступает против империа­лизма, расизма, классового неравенства, нищеты и религиозного манипулирования. «Приключения Гекльберри Финна» на пару с «Убить пере­смешника» до сих пор остаются в США самыми обсу­ждаемыми книгами для школьного чтения: если раньше их считали возмути­тельно либераль­ными, то сегодня — обвиняют в натурализме и недопусти­мой «расистской» лексике. При этом дико попу­лярные при жизни автора и после его смерти юношеские романы Твена стали фундамен­том детской экранной поп-культуры. Один только Disney снял все возможные вариации знаменитых сюжетов Твена, адаптировав их хоть под Микки-Мауса, хоть под куклу Барби, — и не собира­ется останавливаться.

Классические экранизации «Тома Сойера» и «Гекльберри Финна» относятся к эпохе Великой депрессии: яркие развлекательные полотна о путешествиях предприимчивых мальчиков снимали параллельно с «Унесен­ны­ми ветром». В 1970-х по книгам Твена вышли большие мюзиклы. Но самой «взрослой» экранизацией Гека считается, как ни странно, советская версия Георгия Дане­лии. Благодаря суровой критике американ­ского общества, у книг Марка Твена — богатая история постановок в Советском Союзе: от Лазаря Френкеля до Станислава Говорухина. Но фильм Данелии, представ­лен­ный на Каннском фестивале, берет не гражданским пафосом, а лирикой: мечтательными пейза­жами (Днепр неожи­дан­но удачно заменил Миссисипи) и типич­ной авторской интонацией, отчасти нелепо-смешной, отчасти пронзи­тельно грустной. И ма­ле­­нь­кий мужчина Роман Мадянов, отлично орудующий удочкой, но с тру­дом справляющийся со столовыми приборами, — вылитый Гек. В фильме пропу­щено несколь­ко эпизодов и урезан финал (те самые главы, которые ненавидел Хемингуэй), но то, что есть, отыграно с большой любовью к материалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector